Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Дошкольное учреждение расположено в двухэтажном приспособленном здании. Имеется проточная вода, канализация, естественное освещение. Год ввода в эксплуатацию 1937 г. Общая площадь объекта  -749,4 кв. м, полезная - 609 кв. м. Площадь земельного участка составляет  2750 кв.м.
МБДОУ №43 имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности, серия 15 Л01 № 0001252, регистрационный номер 1021500920165 выдана  Министерством образования и науки Республики Северная Осетия-Алания.
Учреждение рассчитано на 75 мест - четыре группы, десяти с половиной часового пребывания детей.
Списочный состав детей на 01.04.2017г. - 98 детей.
Сотрудников - 24
Из них педагогов - 7
Воспитателей - 5
Музыкальных руководителей  - 1
Инструктор по физической культуре - 1
Образование:
Высшее - 1
Средне - специальное - 6
Категория:
Высшая - 1
Первая - 5
Соответствие - 1
Функционируют:
Первая младшая группа ( от 2-х до 3-х лет)
Вторая младшая группа ( от 3-х до 4-х лет)
Средняя группа ( от 4-х до 5 лет)
Старшая группа ( от 5 до 6 лет)
Групповые комнаты и спальни раздельные.
Оборудование основных помещений соответствует росту и возрасту детей, изолированные помещения, принадлежащие каждой возрастной группе, оборудованы в соответствии с требованиями оформления предметно-развивающей среды соответственно возрасту детей. В каждой группе организованы игровые центры, уголки для развития интеллектуальных, сенсорных, творческих способностей, уголки здоровья и спортивные уголки, природные и т.д. Созданы условия для театрализованной, трудовой, художественно-речевой деятельности дошкольников. В детском саду собрана библиотека методической литературы по всем разделам воспитательно-образовательной работы, научная и детская художественная литература. Изготовлены игры и дидактические пособия по развитию умственных способностей, по нравственному воспитанию, по развитию речи, по формированию элементарных математических представлений .

Специальные помещения многофункциональны:
* музыкальный зал предназначен для проведения музыкальных занятий, праздников и развлечений, концертов,  индивидуальных занятий с детьми, утренней гимнастики;
*физкультурный зал предназначен  для проведения занятий по физической культуре, спортивных праздников и развлечений, индивидуальных занятий с детьми, утренней гимнастики .
*Данные компоненты обеспечивают в детском саду возможность организации разнообразных видов детской деятельности по интересам в сочетании с возможностью уединения. Работа учреждения направлена на разумное использование самоценного периода дошкольного детства для подготовки ребенка к обучению в школе и самостоятельной жизни.
*Учреждение обеспечивает развитие творческих способностей детей с учетом интересов и склонностей детей, создает целесообразную развивающую предметно-пространственную среду. 
Групповые комнаты: детская мебель, телевизор, уголки ролевых игр, книжный уголок, уголок природы, спортивный уголок, уголки разнообразных видов самостоятельной деятельности (театрально - музыкальной, конструктивной, изобразительной).
Спальни:детские кроватки. 
Приемные: информационные стенды, выставка детского творчества.
Методический кабинет: библиотека методической литературы и периодических изданий, пособия для занятий, материалы методической работы, демонстрационный, раздаточный материал для работы с детьми, игрушки, муляжи, гербарии.
Музыкальный зал: библиотека методической литературы, сборники нот, пианино,музыкальные инструменты для детей, подборка дисков с музыкальными произведениями, различные виды театров, ширма для кукольного театра, музыкальный центр,ноутбук.
Физкультурный зал: спортивное оборудование; ребристые доски, пуговичные коврики, приспособления для закаливания.
Кабинет заведующей: библиотека специальной  литературы, компьютер, принтер, сканер.
Кабинет завхоза: компьютер;принтер, сканер, специальная литература.
Кастелянная: костюмы детские и взрослые для проведения утренников, праздников и развлечений.
Прачечная: машины стиральные автоматические бытовые , гладильная машина, утюг, стелажи для постельного белья,полотенец.  
Пищеблок: плиты газовые бытовые четырехгорелочные  , жарочный шкаф, электро-мясорубка. 
Медицинский кабинет: оснащён необходимой мебелью, медицинским оборудованием для оказания первой доврачебной помощи, организации профилактических оздоровительных мероприятий, отвечает требованиям в соответствии с санитарными нормами и правилами; имеется санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора.

Территория детского сада
благоустроенная, разделена на тематические зоны: спортивная, цветники, групповые площадки для реализации сюжетно- ролевых игр. Работа учреждения направлена на разумное использование самоценного периода дошкольного детства для подготовки ребенка к обучению в школе и самостоятельной жизни.
Образование осуществляется на русском языке.

Организация полноценного, рационального питания является одним из основных факторов, способствующим правильному развитию детей, особенно раннего и дошкольного возраста, укрепления и сохранению их здоровья.
Соблюдение правильного питания важно во все возрастные периоды, однако в дошкольном возрасте роль питания особенно велика. Это обусловлено рядом причин. Детский организм отличается бурным ростом и развитием: происходит формирование и становление структуры многих органов и систем, совершенствуются их функции, интенсивно идёт созревание головного мозга и развитие высшей нервной деятельности.
Перечисленные особенности детского организма обусловливают необходимость поступления достаточного количества пластического материала-белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов потребность в которых у детей относительно более высокая, чем у взрослых людей.
Длительное пребывание детей в детском саду требует соблюдения необходимого режима питания и правильного распределения пищи в течение суток.
Дети, находящиеся в дошкольном учреждении в течение 10.30 ч, должны получать четырехразовое  питание, обеспечивающее 75-80% суточного рациона: завтрак, второй завтрак, обед и полдник. Питание ребёнка должно быть сбалансированным, то есть обеспечивать поступление в организм ребёнка всех необходимых пищевых веществ в достаточном количестве и правильном соотношении.
Питание детей в нашем учреждении организуется на основе санитарно-гигиенических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 года 
·    В учреждении организованно 4-х разовое сбалансирование питание на основе 10- дневного меню, составленного с учетом калорийности, необходимой для дошкольников, (второй завтрак в виде ежедневного приёма сока или свежих фруктов) и утвержденного заведующим МБДОУ детский сад №43«Дюймовочка » Белаш Т.Г. 
В осенне-зимний период осуществляется витаминизация блюд: поливитамины, салаты из свежих овощей, зеленная продукция, фрукты на 2-ой завтрак, в летний период – обогащение питания соками. Качество продуктов подтверждается сертификатами качества. Меню разнообразное.
Контроль за организацией питания детей и соблюдением требований рационального питания осуществляют: заведующий, медсестра и, в рамках договора с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии г.Моздока», обеспечивая санитарно-эпидемиологические исследования пищевых продуктов, проб сырья и воды.


Перечень учебных изданий, используемых при реализации основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ №43 "Дюймовочка".
Образовательная область "Физическая культура".
Методические пособия 
1.    Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа. - М.:Мозаика-Синтез, 2009-2010.
2.    Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя группа. - М.:Мозаика-Синтез, 2009-2010.
3.    Пензулаева Л.И.Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
4.    Глазырина Л.А. Физическая культура дошкольникам(младший, средний, старший возраст) - М.:Владос,1999.
5.    Глазырина Л.А., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Владос,1999.
6.    Щербак А.П. Тематические физ.занятия и праздники в дошкольном учреждении - М.: Владос, 1999.
7.    Утробина К.К. Занимательная р(работа) изкультура в детском саду для детей 5 - 7 лет. - М. - 2006.
8.    Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е. Физкульт - привет минуткам и паузам. С.-П.: 2006.
9.    Муллаева Н.Б. Конспекты-сценарии занятий по физической культуре для дошкольников С.-П. 2006.
10.    .Горбатенко О.Ф. Кардаильская Т.П. Попова Г.П. Физкультурно-оздоровительная работа. Изд."Учитель" 2007.
11.    И.В.Померанцева, Н.В. Вилкова, Л.К.Семенова. Спортивно-развивающие занятия для первой младшей группы. – Изд. «Учитель» 2007
12.    Дошколятам досуг – хороший друг для старших дошкольников. Изд. «Учитель», 2007
13.    .О.Е.Громова. Спортивные игры для детей, творческий центр, Москва, 2009
14.    Е.Н.Вареник. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. Творческий центр, Москва,2009
15.    Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. Е.Н.Борисова, глобус, 2009
16.    Инструктор по физкультуре №1 за 2009г. (научно-практический журнал)
17.    Физминутка для малышей М.Н.Шуенко, Ростов -на - Дону, Феникс,2009
18.    Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении, Ростов, Феникс,2009.
19.    Физкультурные занятия в детском саду О.М. Литвинова, Ростов, Феникс,2010
20.    Растим малыша 4-5 лет, Е.Н. Лункина, ТЦ Москва, 2009
21.    Развитие координации движений и крупной моторики на занятиях по физкультуре. Л.М. Хамитова, Волгоград, 2010
22.    Лучшие спортивные занятия, праздники и развлечения в детском саду. О.Б.Казина,Ярославль, 2009
23.    Спортивные занятия на открытом воздухе 3-7 лет, Учитель, Волгоград, 2009
24.    100 физкультминуток Н.Г. Метельская, ТЦ Сфера, Москва, 2009.
25.    Физическая культура для детей от 2 до 9 лет, ООО Астрель, 2010.
26.    Комплексы лечебной гимнастики для детей 5-7 лет, Учитель, Волгоград,2009
27.    Система оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях по программе "Истоки здоровья" З.П.Красношлык, Владикавказ, СОГПИ,2008
28.    Гимнастика для детей 5-7 лет Л.Г. Верхозина Л.А.Заикина, Волгоград, Учитель, 2012
29.    Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет Е.А.Червычелова, Волгоград, Учитель, 2012
30.    Оздоровительная гимнастика. Вторая младшая группа,Е.И.Подольская, Волгоград, Учитель, 2012
31.    Фольклорно-физкультурные занятия и досуги с детьми 3-7 лет, М.П.Асташина, Волгоград, Учитель, 2012
Образовательная область "Социализация"
Методические пособия.
1.    Игровая практическая копилка П.П.Дзюба, Ростов, Феникс, 2006
2.    Ребенок познается мир для младших дошкольников, Учитель, 2007
3.    Забавные истории обо всем на свете, Учитель, 2007
4.    Развлечения и занятия со старшими дошкольниками, Учитель, 2008
5.    Игровые досуги для детей И.В.Бондраченко, ТЦ Москва, 2009
6.    Игры, которые лечат Е.А.Бабенкова О.М.Федоровская, ТЦ Москва, 2009
7.    Театрализованная деятельность в детском саду Е.А.Антипина, ТЦ Москва, 2009
8.    Игровое обучение детей 5-7 лет. Методические рекомендации, ТЦ Москва, 2008
9.    Игровая неделя в ДОУ "Большое космическое путешествие", Москва, 2006
10.    Русские детские игры Е.А.Покровский, С.-Петербург, ТЦ Сфера, 2010
11.    Организация театрализованной деятельности. Младшая группа Н.Б. Улашенко ИТД "Корифей", Волгоград, 2008
12.    Организация театрализованной деятельности. Старшая группа, ИТД "Корифей", Волгоград, 2009
13.    Веселый гороскоп. Сценарии мюзиклов для детей и взрослых, В.Восежаниин И.Галимова, Ростов, 2010
14.    Праздники здоровья 5-6 лет, 4-5 лет,М.Ю.Картушина, ТЦ Сфера, Москва, 2010
15.    Цветочная поляна(средняя, старшая группа), Л. Е.Кисленко, ООО Феникс, 2012, Ростов
16.    Сценарии праздников в детском саду и дома И.Зинина, ООО "Современная школа", Минск, 2007
17.    Календарные праздники.Академия развития В.В.Шуук, М.Н.Нагибина, Ярославль, 2007
18.    Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду.Занятия, игры, упражнения О.Н.Арсеневская, Волгоград, Учитель, 2010
19.    Развивающие игры для детей 2-7 лет Е.Н.Михина, Волгоград, Учитель, 2011
20.    Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет С.В. Николаева, Т.В.Калинина, О.В.Павлова, Волгоград, Учитель, 2011
21.    Вместе с куклой я расту. Познавательно-игровые занятия с детьми 2-7 лет О.Р.Меремьянина, Волгоград, Учитель, 2012
22.    Игротренинги с использованием сенсорных модулей, старшая группа, М.В.Янчук, Волгоград, Учитель, 2012
23.    Пальчиковые игры, П.Николаев, ООО Группа крмпаний, 2012
24.    Игровая деятельность в детском саду, Н.Ф.Губанова, Москва, Млзаика-Синтез, 2006-2010
Образовательная область "Труд"
Методические пособия
1.    Трудовое воспитание в детском саду, Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова, Москва, Мозаика-Синтез,2005-2010
2.    Конструирование и ручной труд в детском саду, Л.В.Куцакова, Москва, Мозаика-Синтез, 2008-2010
3.    Нравственно-трудовое воспитание в детском саду, Л.В.Куцакова, Москва, Мозаика-Синтез, 2007-2010
Образовательная область "Познание"
Продуктивная (конструктивная) деятельность
1.    Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада, Л.В.Куцакова, Москва, Мозаика-Синтез, 2006-2010
2.    Занятия по конструированиюиз строительного материала в старшей группе детского сада, Л.В. Куцакова, Мгосква, Мозаика-Синтез, 2006-2010
3.    Социально-нравственное воспитание "Общительные сказки" Т.А.Шорыгина, Москва, 2004
4.    Развитие представлений о человеке в истории и культуре, И.Ф.Мулько, ТЦ Москва, 2009
5.    Беседы о поведении ребенка за столом, В.Г.Алимовская, ТЦ Москва, 2008
6.    Беседы о правилах пожарной безопасности. Т.А.Шорыгина, ТЦ Москва, 2009
7.    Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет, Н.В.Микляева, А.Г.Ахтян, Ю.В.Микляева, АЙРИС-Пресс, Москва, 2009
8.    Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет Н.В.Микляева, А.Г.Ахтян, Ю.В.Микляева, АЙРИС-Пресс, Москва, 2009
9.    Воспитание детей по традициям народной культуры, В.П.Ватаман, Волгоград, Учитель, 2008.
10.    Как перестать ошибаться в воспитании детей, Л.И.Петрова, Ростов, Феникс, 2009
11.    Система работы по художественно-эстетическому восприятию. Старшая группа, О.И.Бочкарева,ИПД "Корифей", 2009
12.    Система работы по художественно-эстетическому восприятию. Младшая группа, О.И.Бочкарева, ИПД"Корифей", 2009
13.    Система работы по формированию здорового образа жизни. Младшая группа,Т.В.Иванова, ИПД "Корифей", 2009
14.    Система работы по формированию здорового образа жизни. Средняя группа,Т.В.Иванова, ИПД "Корифей", 2009
15.    Система формирования по здоровому образу жизни. Старшая группа О.И.Бочкаева, ИПД "Корифей", 2008
16.    Воспитание основ здорового образа жизни у малышей, Н.С.Голицына, И.М.Шумова,Изд. "Скрипторий", Москва, 2008
17.    Эмоциональное развитие ребенка. Младшая и средняя группы, Т.Л. Мерилова, ИТД "Корифей",2008
18.    Система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Младшая группа, ИТД "Корифей", 2008
19.    "Здоровячок" .Сисиема оздоровления дошкольников, Т.С.Никанорова, Е.М. Сергиенко, Воронеж, 2007
20.    Беседы с ребенком о пожарной безопасности (иллюстрации), "Карапуз", 2013
21.    Беседы с ребенком о безопасности на дороге (иллюстрации), "Карапуз",2013
22.    Беседы с ребенком о безопасном общении (иллюстрации), "Карапуз", 2013
23.    Беседы с ребенком о профессиях (иллюстрации), "Карапуз", 2013
Формирование элементарных математических представлений
Методические пособия
1.    Формирование элементарных математических представлений, Москва, Мозаика-синтез, 2006-2010.
2.    Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада. Пономарева И.А. Позина В.А.
3.    Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада. Пономарева И.А. Позина В.А. Мозаика – синтез, 2006-2010.
4.    Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Пономарева И.А. Позина В.А. Мозаика – синтез, 2006-2010.
Наглядно-дидактические пособия.
Плакаты.
1.    «Цвет», «Форма», «Цифры» - Москва, Мозаика-Синтез, 2010
Формирование целостной картины мира.
Методические пособия.
1.    Ребенок и окружающий мир. Дыбина О.Б., Москва, Мозаика-Синтез, 2005-2010.
2.    Предметный мир, как средство формирования творческих детей. Дыбина О.Б., Москва, 2002.
3.    Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов, Дыбина О.Б., Москва,1999.
4.    Предметный мир, как источник познания социальной действительности, Дыбина О.Б., Самара, 1997.
5.    Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий, Москва, Мозаика-Синтез , 2009-2010.
6.    Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий, Москва, Мозаика-Синтез , 2009-2010.
Наглядно-дидактические пособия.
1.    Серия «Мир в картинках»(предметный мир): «Авиация», «Автомобильный транспорт», «Бытовая техника», «Водный транспорт», «Инструменты домашнего мастера», «Музыкальные инструменты», «Офисная техника и оборудование», «Посуда», «Спортивный инвентарь», Москва, Мозаика-Синтез, 2005-2010.
2.    Серия «Мир в картинках» (мир природы): «Арктика и Антарктика», «Высоко в горах», «Деревья и листья», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Животные – домашние питомцы», «Животные жарких стран», «Животные средней полосы», «Космос», «Морские обитатели», «Насекомые», «Овощи», «Рептилии и амфибии», «Собаки-друзья и помощники», «Фрукты», «Цветы», «Ягоды лесные», «Ягоды садовые», Москва, Мозаика-Синтез, 2005-2010.
3.    Серия «Рассказы по картинкам»: «Времена года», «Зима», «Осень», «Весна», «Лето», «Колобок», «Курочка ряба», «Теремок», «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта», «Родная природа», «Овощи», «Фрукты», Москва, Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Образовательная область «Коммуникация»
Методические пособия.
1.    Портреты детских писателей 20 и 19 веков (2 книги), Худ. С. Кулов, Изд. Гном и Д, Москва, 2004.
2.    Развитие речи. Окружающий мир для старших дошкольников, Учитель, 2007.
3.    Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. О.Е.Громова, Г.Н.Коломатина, А.Ю. Кабушко, ТЦ Москва, 2009.
4.    Занятия по ознакомлению с окружающим миром. О.В. Дыбина, Мозаика-Синтез, Москва, 2008.
5.    Материал к занятиям по развитию речи(Времена года, лес, грибы). Т.И.Подрезова, АйРис-ПРЕСС,Москва, 2009
6.    Материал к занятиям по развитию речи(Овощи, фрукты, яоды). Т.И.Подрезова, АйРис-ПРЕСС, москва, 2009.
7.    Тренируем пальчики, развиваем речь. Средняя группа детского сада. О.И.Крупенчук, С.-Петербург, 2009.
8.    Тренируем пальчики, развиваем речь. Старшая группа детского сада. О.И.Крупенчук, С.-Петербург, 2009.
9.    Как приучить ребенка запоминать стихи. Е.А.Алябьева, ТЦ «Сфера», Москва, 2010.
10.    Развививаем память. А.В. Сунуова, С.В.Курдюкова, Эксмо Москва, 2010.
11.    Беседы по картинке.Времена года. Н.Н.Гурова, Детство-ПРЕСС, 2001.
12.    Развитие речи и мелкой моторики у детей 3-7 лет., Учитель, Волгоград, 2012.
13.    Развитие речи в детском саду. Гербова В.В., Москва, Мозаика-Синтез,2005.
14.    Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада, Гербова В.В.,Мозаика-Синтез, Москва, 2007-2010
15.    Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада, Гербова В.В.,Мозаика-Синтез, Москва, 2007-2010
16.    Занятия по развитию речи в средней группе детского сада, Гербова В.В.,Мозаика-Синтез, Москва, 2007-2010
17.    Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада, Гербова В.В.,Мозаика-Синтез, Москва, 2007-2010
18.    Правильно ли говорит ваш ребенок. Максаков А.И., Мозаика-Синтез, Москва, 2005-2010.
Образовательная область «Чтение художественной литературы».
Методические пособия.
1.    Приобщение детей к художественной литературе. В.В.Гербова, Мозаика-Синтез, Москва, 2005-2010.
Книги для чтения.
1.    Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 2-4 года.,Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук, Москва, 2005.
2.    Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 лет.,Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук, Москва, 2005.
3.    Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-7 лет.,Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук, Москва, 2005.
Образовательная область «Художественное творчество».
Методические пособия.
1.    Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. Комарова Т.С., Мозаика-Синтез, Москва, 2007-2010
2.    Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. Комарова Т.С., Мозаика-Синтез, Москва, 2007-2010
3.    Занятия по изобразительной деятельности во старшей группе детского сада. Конспекты занятий. Комарова Т.С., Мозаика-Синтез, Москва, 2008-2010
4.    Изобразительная деятельность в детском саду. Т.С.Комарова, Мозаика-Синтез, Москва, 2005-2010.
5.    Детское художественное творчество. Комарова Т.С., Мозаика-Синтез, Москва, 2005-2010.
6.    Школа эстетического воспитания. Комарова Т.С., Мозаика-Синтез, Москва, 2009.
7.    Коллективное творчество дошкольников. Комарова Т.С. Саменков А.И., Москва, 2005.
8.    Эстетическая развивающая среда. Комарова Т.С., Филлипс О.Ю., Москва, 2005.
9.    Декоративная лепка в детском саду. Халезова Н.Б. под ред. М.Б. Зацепиной, Москва, 2005.
Наглядно-дидактические пособия.
1.    Серия «Мир в картинках»: «Филимоновская народная игрушка», «Городецкая роспись по дереву», «Дымковская игрушка», «Хохлома», «Гжель», Мозаика-Синтез, Москва, 2005-2010.
2.    Плакаты большого формата: «Гжель.Изделия», «Филимоновская свистулька», «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка», «Хохломская роспись», «Простые узоры и орнаменты», Мозаика-Синтез, Москва, 2005-2010.
Образовательная область «Музыка».
1.    Музыкальное воспитание в детском саду. Зацепина М.Б., Мозаи